Каждый центр мирового туризма, который ежегодно принимает многочисленных гостей с разных уголков Земли, обладает своей архитектурной визиткой в виде главной достопримечательности, обязательной для посещения во время экскурсий. Например, у Парижа – это Эйфелева башня, в Нью-Йорке – Статуя Свободы, а в Каире – пирамида Хеопса. У Барселоны такой архитектурный символ особенный – это знаменитое творение легендарного Гауди собор Саграда Фамилия.

Этот храм по праву считают уникальным сооружением. Он является своеобразной связью между эпохами и поколениями. Строительство собора продолжается уже полтора века. За это время он вырос и изменился.

Ранее в мировой архитектуре подобные долгострои не были слишком известными и популярными туристическими объектами. Сейчас Храм Святого Семейства находится под защитой ЮНЕСКО.

Начало строительства

Собор начал строить в 1882 году не слишком известный архитектор Франсиско де Вильяра. Вначале он выбрал для его внешнего облика неоготический стиль. Именно так в то время строились христианские церкви. Первой архитектор создал крипту под апсидой, но из-за определенных обстоятельств он был вынужден отказаться от продолжения строительства собора. Руководить возведением храма в 1891 году стал Антонио Гауди. С тех пор он возглавлял строительство и даже занимался сбором пожертвований на продолжение работ. Храм стал для него домом. Гауди жил в одной из недостроенных келий.

Истовый Гауди

Антонио Гауди

Фантазия великого архитектора не знала границ. По своей сути он был художником-абстракционистом. Гауди слыл эмоциональным человеком. Он часто творил хаотично. Чертежи и схемы нередко просто отсутствовали. Архитектор руководствовался своей интуицией. Он часто сносил уже построенные части собора и воздвигал на их месте новые.

Гауди лично присутствовал на всех этапах строительства. Храм превратился для него в рабочую мастерскую и жилище. В течение 43 лет он занимался возведением собора, но сумел реализовать только 1/3 часть своих идей.

Оригинальная трактовка Нового Завета

Архитектор был истинным христианином. С помощью своего храма он хотел предложить миру собственную трактовку Нового Завета. Если внимательно присмотреться к архитектуре Саграда Фамилии, то у каждого ее камня есть своя функция. Он как будто рассказывает очередную библейскую историю. Латинский крест отчетливо просматривается в плане храма. При этом само здание имеет футуристический вид. У традиционных культовых сооружений Каталонии Гауди позаимствовал немного.

Архитектор планировал создание трех фасадов – Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. Каждый из них должны были венчать четыре остроконечные башни, высота которых планировалась на уровне 112 м. Всего их должно было быть двенадцать, по числу апостолов. Высота дополнительных четырех башен планировалась на уровне 120 м каждая. Они задумывались как символы Евангелистов и должны были располагаться в окружении самой высокой 170-метровой центральной башни, которую Гауди собирался посвятить Христу. Она должна была увенчана крестом. Башня, в которой планировалось оборудовать колокольню, архитектор хотел посвятить Деве Марии. Под ней Гауди собирался разместить апсиду. По решению архитектора, высота главной башни собора не должна быть больше самой высокой испанской горы Монжуик. Как истовому христианину, Гауди претила мысль строить здание выше божьего творения.

Все фасады должны были обладать собственной смысловой нагрузкой. Архитектор собирался сделать это с помощью барельефов, рассказывающих о земном пути Спасителя. На первом фасаде речь должна была идти о Рождестве. Под это Гауди определил восточную сторону трансепта – единственный объект храма, который был построен при жизни архитектора. Весь фасад завершили возводить лишь в пятидесятых годах ХХ столетия.

Необычные архитектурные решения

Собор Святого Семейства обладает необычной формой и структурой. Отдельно следует рассказать о его внешней и внутренней отделке. Самое некачественное любительское фото показывает, что каждый квадратный сантиметр храма сделан с любовью. Здесь можно по-настоящему наслаждаться декором и отделкой собора с многочисленными деталями, продуманными сюжетами, линиями и переходами. Разные архитектурные стили удивительным образом сочетаются в этом произведении архитектурного искусства. Здесь присутствует восточный стиль и барокко, есть элементы, выполненные в христианских традициях, готике и модерне. Все они объединены в единую гармоничную композицию без излишеств. В качестве украшения башен служат пшеничные колосья, раковины, гроздья и лоза винограда и другие природные дары, а также зодиакальные символы. Также следует сказать о колоннах, похожих на ветвистые деревья, новаторских диагональных опорах и винтажных ступенях. Собор представляет собой ожившую поэзию. Архитектор задумывался над строительством колокольни с раскачивающимися ветром колоколами. Им была создана сложная осветительная система со струящимся светом, проникающим через башенные проемы и витражи.

Гауди был профессиональным архитектором. Когда он создавал очередной библейский сюжет об избиении младенцев, то снял слепки с мертвых новорожденных. Для слепка с животного он временно усыплял его хлороформом.

Продолжение дела жизни Гауди

Когда выдающийся архитектор умер, в 1954 году фасад Страстей продолжили строить усилиями последователей Гауди. Его внутренняя часть позже стала музеем, в котором можно заняться осмотром сохранившихся разработок, чертежей и набросков, технических и художественных объектов, связанных с возведением собора за всю его историю. В 1977 году начали строить четыре башни, оформлять фасад с помощью скульптур и изготавливать внутренние витражи, а в 2000 году – создавать фасад Славы и планировать строительство башен Девы Марии и Спасителя. Возведение храма продолжается и в наши дни. Современные архитекторы собираются его завершить до 2030 года. Сейчас собор окружили подъемные краны. Конические верхушки башен гармонично сочетаются с техникой. Об этом можно судить по многочисленным фото, которые туристы выкладывают в сеть.

На заметку туристам

Храм Святого Семейства открыт для обозрения круглогодично. Доехать до него можно по синей L5 и сиреневой L2 линиях метрополитена. Выйти следует на станции Саграда Фамилия. Сюда также ходят 19-й, 33-й, 34-й, 43-й, 44-й, 50-й и 51-й автобусы.

В период ноябрь-февраль храм открыт для обзора с девяти часов утра до шести вечера, в марте время работы продлено еще на час, а в период апрель-сентябрь сюда пускают до восьми часов вечера. В октябре храм переходит на работу по мартовскому графику. 25 и 26 декабря, 1 и 6 января он открыт до двух часов дня.

Сейчас туристы могут отправиться на экскурсию только по одной башне Фасада Рождества. Туда ведет узкая винтовая лестница. Также на башню можно подняться с помощью старинного винтажного лифта. Кроме того, для туристов открыта одна башня Фасада Страстей. Также они могут побывать в местном музее, очередь за билетами в который всегда довольно длинная.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ