Местом рождения выдающегося скульптора и художника Хуана Гриса является испанская столица, где он появился на свет 23 марта 1887 года. Его отец был состоятельным торговцем. В детстве Хуан рос со своими двенадцатью братьями и сестрами.
Учеба
Талантливый мальчик заинтересовался рисованием в семилетнем возрасте. Тогда же Грис-старший оказался на грани банкротства и Хуан начал зарабатывать деньги, чтобы помочь родителям. Его графику в то время можно было увидеть в местных газетах.
Мальчик поступил в Школу промышленности, но долго там не проучился, так как решил овладеть живописью. Он занимался у известного портретиста Хосе Морено Карбонеро, у которого была своя частная школа в испанской столице.
Переезд в Париж
Девятнадцатилетний художник решил жить в Париже, откуда уже никуда не уезжал до своих последних дней. Все дело в том, что парень не хотел служить в армии и сбежал из Испании, оставив свои документы дома. У Гриса до конца жизни отсутствовал паспорт, поэтому он никогда не выезжал за пределы Франции.
Первое время Хуан отдавал предпочтение модернизму. Позже, когда он учился в одной из парижских художественных школ, Гриса заинтересовал символизм, но живописец быстро охладел к этому стилю. В своем творчестве Хуан никогда не был консерватором, по сравнению с его учителем Карбонеро. Он постоянно находился в поиске своего особого стиля. В итоге художник придумал новое направление – синтетический кубизм.
Его наследие невозможно себе представить без «Бутылки и ножа», «Гитары на стуле», «Мужчины в кафе», «Портрета Пикассо», «Скрипки и стакана» и «Жалюзи». Также Грис рисовал иллюстрации к произведениям чилийского писателя Висенте Уидобро, Пьера Риверди и французского авангардиста Гийома Аполлинера.
Поиск собственного стиля
На Монмартре Хуан познакомился с местными живописцами, что изменило его подход к собственному творчеству. Он перестал рисовать иллюстрации и отказался от сатирических карикатур на острые политические темы.
В то время самым уважаемым Хуаном художником был Сезанн. Но постепенно он и сам становится мастером. Грис отказывается от экспрессионизма и постимпрессионизма, начинает писать абстрактную живопись в стиле Леже и Пикассо. Кроме того, его интересует кубизм. Авторитетом для испанского художника в этом жанре в то время был Жорж Брак. Все эти увлечения Гриса нашли отражение в его творчестве. Он начал писать картины в придуманном им стиле аналитического кубизма с расплывчатыми предметами, форма которых сливается с их окружением. Все объекты на картинах Гриса того периода расположены хаотично. Они выделяются переливающимися цветами и многочисленными пересекающимися гранями. Стоит лишь обратить внимание на его «Гитару и цветы», которая является ярким примером аналитического кубизма. В такой манере Грис писал картины до 1912 года. Затем он начал эволюционировать.
Постепенно испанский художник вырабатывает свой собственный, более материальный стиль. На его картинах появляются пластичные и объемные предметы, похожие на здания и скульптуры. В это время Гриса интересовала архитектура. Он начал писать декоративные полотна. В подобной манере тогда работали Брак и Пикассо. Его произведения стали более реалистичными. В первую очередь речь идет о «Фруктовой чаше», «Шахматной доске» и «Бокале и газете». В двадцатых годах Грис стал отдавать предпочтение обширным поверхностям и крупным формам.