Грузооборот испанского порта Альхесирас можно сравнить с его «коллегами» из Роттердама, Антверпена, Гамбурга и Амстердама. В 2013 году контейнерооборот порта превзошел показатели Валенсии. Сейчас это наибольшая испанская и средиземноморская контейнерная гавань. В Европе порт находится на пятом месте. В 2004 году он входил в десятку гаваней по такому показателю, как перевалка транзитных грузов.
Еще каких-то двадцать лет назад о нем было мало что известно, а Альхесирас считали городом, где родился знаменитый испанский гитарист Пако де Лусия. Порт рос и развивался за счет умелых операторов-портовиков, удобного географического расположения и политической воли.
Политическая воля
На протяжении продолжительного периода времени местный порт занимал последние места по показателям в данной отрасли. Его нельзя было и близко сравнить с транспортными гаванями Гибралтара и Кадиса. О первом известно, как о форпосте Великобритании на Пиренейском полуострове после войны за испанскую корону, а о втором знали еще при Колумбе, долгое время это был главный порт страны.
При диктаторе Франко в 1969 году в Гибралтаре провели референдум, во время которого население региона захотело продлить свое британское подданство. Испанцы среагировали на это решение быстро. Они перекрыли доступы к Гибралтару. Перед этим жители Испании работали в доках колонии. Назревал социальный взрыв. Для конкуренции с британским портом руководство страны приняло решение дать толчок к развитию гавани в Альхесирасе, чтобы испанские докеры работали в своей стране. Такое политическое решение имело свои позитивные плоды. Порт в Альхесирасе начал активно развиваться.
Оптимальное географическое положение
Стоит отметить, что город занимает южную часть Пиренеев. Рядом с ним находятся Геркулесовы столбы, которые отделяют Атлантический океан от Средиземного моря. Здесь на пересечении торговых путей образовался природный хаб. По мнению аналитика издания «Блумберг Интеллидженс» Ли Класкова, благодаря своему удобному географическому положению порт Альхесираса превратился в хаб на пересечении западно-восточных и северо-южных торговых направлений.
Сейчас это гавань, куда заходят и где перегружаются суда, следующие из африканского востока или азиатского региона в направлении Южной или Северной Америки. Также сюда заходят суда, которые перевозят грузы из востока средиземноморского региона на запад африканского континента.
В 1986 году Испания вступила в Европейский Экономический Союз и Альхесирас стал еще более важным перевалочным пунктом. Ближе к концу девяностых портовая гавань была расширена, а дно углублено. В это же время начали строить новые причалы. Порт стал работать динамичнее.
Умелые операторы
У грузооборота в современном порту есть своя специфика. В первую очередь речь идет о контейнерном порте. Например, в 2013 году объем перевалки составил 88,6 миллионов тонн, включая 53 миллиона контейнерных грузов. Порт оборудован двумя большими контейнерными терминалами – «АПМ Терминалс» управляет дочерняя компания, которая относится к группе «Маерск АПМ Терминалс» (Дания), и «Тотал Терминал Интернэшнл», его собственниками являются фирмы из Южной Кореи «Ханьжин Шиппинг» и «ИБК Секьюритис Компани».
Первый терминал – это 3/4 от общего оборота контейнеров в порту. В 2013 году здесь обработали 3,9 миллионов TEU. Открытие данного терминала состоялось в 1986 году. На данный момент это самый загруженный терминал фирмы «АПМ Терминалс». Здесь обслуживают латиноамериканское и африканское направления. Среди грузоотправителей – компании «Юнайтед Араб Шиппинг Лайн», «МОЛ», «Медитерранин Шиппинг Ко», «ДАЛ», «СМА СЖМ» и, конечно же, «Маерск».
«Тотал Терминал Интернэшнл» открылся в 2010 году. Уже через год оборот контейнеров в порту возрос до 3,58 TEU. Ранее этот показатель был на уровне 2,77. В 2013 году объем грузооборота составил один миллион TEU. Строительство терминала велось по концессии фирмой «Ханьжин Шиппинг» из Южной Кореи. Мощности терминала позволяют проводить обработку до 1,8 миллионов TEU.